Даже в относительно стабильное время предприятиям жить непросто: это и своевременная отчетность перед налоговыми органами, фондами медицинского, социального и пенсионного страхования, это и проверки, соответственно, - как же без них!
Что уж говорить об организациях, привлекающих на работу иностранных граждан - не каждый работодатель досконально знает обо всех тонкостях этого вопроса, а зачастую просто не уделяет должного внимания особенностям привлечения и использования иностранной рабочей силы, что, в свою очередь, приводит к нежелательным последствиям в виде наложения административных взысканий и других санкций за несоблюдение миграционного законодательства РФ.
Привлечение к административной ответственности работодателей и иностранных сотрудников следует из выявления сотрудниками МВД нарушений в области миграционного законодательства в ходе проверок организаций. Давайте остановимся подробнее на процессе проведения проверки организаций сотрудниками МВД: что может проверить сотрудник МВД, какими правами обладают работодатели и что им грозит за нарушение миграционного законодательства.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Федеральный закон) – это основной нормативно-правовой акт в области регулирования контролирующей деятельности государственных органов, который определяет виды проверок, периодичность и их сроки, а так же права и обязанности участников проверок.
Также следует отметить Приказ МВД России и ФМС России от 30.04.2009 N 338/97, которым был утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в РФ и использования их труда (далее – Регламент), а так же приказ Роструда и ФМС России от 03.04.2007 г. № 40/66 «Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы по труду и занятости и Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по осуществлению мероприятий по контролю (надзору) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ», которыми руководствуются сотрудники контролирующего органа.
Главой 2 Федерального закона N 294-ФЗ определены виды проверок, которые разделяются на плановые и внеплановые, а те, в свою очередь, могут быть документарными или выездными.
Документарная проверка проводится сотрудниками МВД без выезда на проверяемый объект на основании имеющихся сведений, содержащихся, в том числе, в информационных базах данных и сведений, полученных по запросам в органах государственной власти от проверяемого объекта и иных организаций.
Основанием для проведения проверки являются:
- получение информации о возможных нарушениях миграционного законодательства;
- присутствуют признаки административного правонарушения в уже имеющихся сведениях.
Проверка проводится на основании распоряжения о ее проведении. В распоряжении должны содержаться следующие сведения:
- наименование органа государственного контроля (надзора);
- ФИО, должности лиц, уполномоченных на проведение проверки, а так же привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
- в случае, если объектом проверки является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, указывается наименование организации или ФИО коммерсанта;
- цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
- номер и дата;
- правовые основания проведения проверки;
- перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю (надзору);
- перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
- даты начала и окончания проведения проверки.
Срок проведения проверки составляет до 1 месяца. Может продлеваться, но не более чем на 1 месяц (п. 16 Регламента). В процессе проведения проверки сотрудники проверяемого государственного органа могут запрашивать абсолютно любые документы и сведения, такие, как: трудовые договоры, штатное расписание, разрешение на право привлечения и использования иностранной рабочей силы и т. д.).
Несмотря на то, что в регламенте не указан срок, в который организация должна представить запрашиваемые документы, в пункте 5 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294‑ФЗ указано, что документы, указанные в запросе, необходимо представить в течение 10 рабочих дней со дня получения такого запроса.
За непредставление или несвоевременное предъявление документов на проверяемого может быть наложен штраф в размере от 2000 до 4000 руб. – для граждан; от 40 000 до 50 000 руб. – для должностных лиц; от 400 000 до 500 000 руб. – для юридически лиц (ч. 2 ст. 18.11 КоАП РФ).
Порядок проведения документарной проверки:
- направление проверяемому объекту запроса о предоставлении документов и информации;
- направление запросов в адрес иных организаций и органов власти о предоставлении дополнительно документов и информации, связанных с деятельностью проверяемых объектов;
- анализ полученных документов и информации;
- составление акта;
- ознакомление представителя проверяемого объекта с актом.
Выездная проверка проводится сотрудниками МВД с выездом на проверяемый объект на основании имеющихся сведений, содержащихся, в том числе, в информационных базах данных и сведений, полученных по запросам в органах государственной власти от проверяемого объекта и иных организаций. Выездные проверки бывают плановыми и внеплановыми.
Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом. Основанием для включения организации в план проверок является наличие у МВД информации о присутствии в штате фирмы иностранных граждан. С графиком на 2016 год можно ознакомиться на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ либо на сайте нашей компании по адресу: www.confidencegroup.ru в разделе «Все новости», фильтр по слову «Сводный план проверок».
На основании пункта 4 статьи 32 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее – Закон № 115-ФЗ) плановая проверка назначается по истечении одного года со дня окончания проведения последней плановой проверки, но по общеустановленному правилу контролирующие органы вправе проводить плановые проверки не чаще чем один раз в три года.
Внеплановая проверка проводится в случае, когда истек срок исполнения работодателем выданного предписания об устранении выявленного нарушения, а также, если у МВД есть информация о нарушениях миграционного законодательства (п. 5 ст. 32 Закон № 115‑ФЗ, п 22.1.1 Регламента).
Частота проведения внеплановых проверок не ограничена.
Согласно пункту 15 Регламента выездная проверка, независимо от того, плановая она или нет, проводится в срок до семи дней, который может быть продлен еще на семь дней. Таким образом, максимальный срок проведения проверки (с учетом возможного продления) составляет 14 дней.
Выездная проверка осуществляется на основании распоряжения о ее проведении. В распоряжении должны содержаться следующие сведения:
- наименование органа государственного контроля (надзора);
- ФИО, должности лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
- объект проверки;
- цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
- номер и дата распоряжения о проведении проверки;
- правовые основания проведения проверки;
- перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю (надзору);
- перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки (указывается при проведении проверки в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя);
- даты начала и окончания проведения проверки.
Распоряжение о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностными лицами Роструда и МВД России работодателю (его представителю) или иному лицу одновременно со служебным удостоверением.
Обратите внимание на то, что проверку не могут осуществлять неуполномоченные лица, а также проверка не может проводиться по объектам, не входящим в распоряжение. Более того, распоряжение должно быть зарегистрировано надлежащим образом.
Таким образом, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны обратить внимание на перечень документов, основания проверки, что в дальнейшем, при возникновения спорных ситуаций, позволит опротестовать ее результаты.
Сотрудник, проводящий проверку, знакомит представителя проверяемого объекта с порядком проведения проверки и его правами и обязанностями, а так же вручает копию распоряжения.
Порядок проведения выездной проверки:
- выезд по адресу нахождения (осуществления деятельности) проверяемого объекта;
- объявление распоряжения о проведении проверки;
- предъявление служебного удостоверения;
- вручение копии распоряжения о проведении проверки законному представителю проверяемого объекта;
- ознакомление представителей проверяемого объекта с их правами и обязанностями при проведении проверки;
- осмотр территории и установление факта нахождения иностранных граждан на территории проверяемого объекта;
- изучение документов, сведений и информации, полученных в ходе осмотра и истребованных на проверяемом объекте;
- передача запросов о предоставлении дополнительной информации либо информации, для подготовки которой объективно необходимо время, в порядке, установленном Административным регламентом;
- изучение предоставленных по запросам документов;
- сопоставление оригиналов истребуемых документов с их копиями и подписание актов приема-передачи копий документов, подлежащих приобщению к материалам проверки;
- запрос (устный) у представителя проверяемого объекта и получение устных пояснений по мере необходимости;
- по мере необходимости запросы у должностных лиц проверяемого объекта, иных организаций и органов государственной власти дополнительных документов и информации;
- фиксирование в установленном порядке выявленных фактов нарушения миграционного законодательства РФ;
- завершение проверки.
В дальнейшем выездная проверка проводится путем последовательного истребования и изучения документов, сведений и информации на проверяемом объекте.
Порядок предоставления представителем проверяемого объекта/организации истребуемых документов сотрудниками государственных органов:
- представляемые копии документов должны быть заверены подписью представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, заказчика работ (услуг) или уполномоченного ими лица, представляющего сведения, и скреплены печатью;
- оригиналы документов предоставляются только сотрудникам группы по проведению проверки;
- изъятие сотрудниками, проводящими проверку, оригиналов документов или копий документов, в предоставлении которых было отказано, допустимо только в случае выявления административного правонарушения в качестве обеспечительной меры в предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях порядке;
- требование о предоставлении документов оформляется письменным запросом. Все документы необходимо передавать по акту. Акт приема-передачи документов подготавливается в двух экземплярах. В акте приема-передачи документов указывается перечень документов, передаваемых представителем проверяемого объекта в подразделение системы МВД России и (или) орган внутренних дел РФ, и дата приема-передачи документов.
ВНИМАНИЕ: за непредставление или несвоевременное предъявление документов предусмотрена ответственность в виде штрафа (ч. 2 ст. 18.11 КоАП РФ).
При проведении проверки представитель проверяемой организации имеет право на следующее:
- присутствовать при всех действиях в ходе проверки;
- представлять документы, сведения и сообщать информацию, обязательную, по его мнению, для включения в акт проверки;
- обжаловать в установленном порядке действия сотрудников, осуществляющих проверку;
- знакомиться со всеми материалами проверки;
- направлять мотивированные возражения по поводу обстоятельств, изложенных в акте проверки.
ВНИМАНИЕ: инспекторы обязаны ознакомить работодателя с порядком проведения проверки, его правами и обязанностями. Неосуществление данных действий признается нарушением процедуры проведения проверки. Сотрудники МВД перед проведением проверки обязаны предъявить распоряжение о проведении проверки и свои служебные удостоверения. Если они этого не сделали, либо в распоряжении указаны иные инспекторы, то проверка будет считаться незаконной. Также проверяемый вправе не пускать на территорию организации сотрудников МВД, не указанных в распоряжении.
По каким критериям тем или иным организациям/предпринимателям назначается проверка:
- если являются работодателями по отношению к иностранным гражданам;
- если выступают в отношении граждан других стран в качестве принимающей стороны;
- если имеют земельные участки, здания и помещения, на территории которых трудятся иностранцы;
- если предоставляют им транспортные средства;
- если обязаны в силу закона обеспечивать соблюдение норм миграционного законодательства (например, когда третьи лица организуют деятельность с использованием их имущества).
При проведении проверки сотрудники проверяющего органа проверяют:
- соблюдение иностранным гражданином правил въезда на территорию РФ;
- соблюдение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) на территории РФ;
- соблюдение иностранным гражданином правил миграционного учета, достоверности предоставляемой им при этом информации;
- соблюдение иностранным гражданином правил передвижения и порядка выбора места пребывания или жительства на территории РФ;
- соблюдение лицами, выступающими в отношении иностранного гражданина принимающей стороной, правил миграционного учета по месту пребывания и надлежащего исполнения ими обязанностей принимающей стороны, достоверности предоставляемой ими информации об иностранных гражданах, подлежащих миграционному учету;
- соблюдение иностранным гражданином порядка транзитного проезда через территорию РФ;
- соблюдение иностранным гражданином правил постановки на миграционный учет по месту пребывания в РФ в случаях, установленных законодательством РФ;
- соблюдение иностранным гражданином установленного срока выезда за пределы территории РФ;
- соблюдение иностранным гражданином ограничений в соответствии с разрешенной (заявленной) целью въезда в РФ в период пребывания в РФ;
- исполнение иностранным гражданином установленной процедуры идентификации личности;
- наличие у работодателя разрешений на привлечение и использование иностранных работников;
- наличие у иностранных работников или лиц без гражданства документов, удостоверяющих личность, иных документов, предусмотренных федеральным законом или признаваемых в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства, миграционной карты, документов, подтверждающих постановку иностранного гражданина или лица без гражданства на миграционный учет, вида на жительство или разрешения на временное проживание (при наличии), а так же других имеющихся у него документов, подлежащих проверке (трудовой договор, договор об оказании работ (услуг), разрешение на работу);
- соответствие численности и профессионального состава используемых иностранных работников установленной доле;
- соответствие заявленной цели въезда в РФ фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в РФ деятельности или роду занятий;
- наличие трудовых договоров, заключенных работодателями с каждым из привлеченных ими к трудовой деятельности иностранных работников и соответствие этих договоров требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- соответствие условий труда иностранных работников требованиям трудового законодательства РФ.
Сотрудники МВД при проведении проверки не имеют право:
- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
- распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну, полученную в результате проведения мероприятий по контролю (надзору).
По окончании проверки сотрудники МВД готовят акт, в котором указывается:
- дата, время и место составления акта проверки;
- наименование органа государственного контроля (надзора);
- дата и номер распоряжения о проведении проверки;
- ФИО и должности сотрудников, проводивших проверку;
- объект проверки;
- дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях миграционного законодательства РФ, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
- сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки физического лица, руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя;
- подписи сотрудников, проводивших проверку.
ВНИМАНИЕ: если обнаружены нарушения вне компетенции МВД, материалы, полученные при проведении проверки, направляются по принадлежности в срок не позднее 10 рабочих дней с момента выявления таких нарушений, а в случае выявления уголовных составов преступления - незамедлительно.
А также по результатам проверки в соответствии с критериями ее оценки могут быть приняты следующие виды решений:
- о прекращении проверки в связи с отсутствием сведений и информации, указывающих на нарушения положений миграционного законодательства РФ со стороны проверяемого объекта;
- о назначении проверки в отношении иного объекта проверки в связи с поступлением в ходе проводимой проверки информации о нарушениях положений миграционного законодательства РФ со стороны данного объекта;
- о прекращении проверки и направлении ее материалов в органы Прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минздравсоцразвития России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России и иные органы государственной власти в соответствии с их компетенцией в связи с выявлением признаков составов преступлений и административных правонарушений на проверяемом объекте;
- о продлении срока проведения проверки по основаниям, предусмотренным Административным регламентом;
- о составлении протокола об административном правонарушении или возбуждении дела об административном правонарушении.
ВНИМАНИЕ: граждане и юридические лица вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, действия или бездействия подразделений системы МВД России и их должностных лиц вышестоящему должностному лицу системы МВД России, а так же в прокуратуру или в суд.
Далее мы приводим несколько советов по поведению работодателей при проведении проверки:
- внимательно смотрите распоряжение о проведении проверки МВД – расхождения в адресе и названии компании, указанные в распоряжении с фактическими иногда позволяют выиграть дело, в досудебном порядке или уже на первом судебном заседании;
- в случае отсутствия Генерального директора во время проведения проверки, его обязанности по предоставлению интересов организации, предоставлению документов и подписанию объяснений, актов, протоколов и т.д. выполняет иное лицо (если учредительные документы либо доверенность наделяет его такими правами);
- в случае выявления нарушений не стоит с ними сразу соглашаться и подписывать документы, следует проконсультироваться со специалистами в данной области и уже потом принимать решение: соглашаться с нарушением или предоставить факты, документы опровергающие доводы проверяющих.
При проведении проверки вам придется давать объяснения на многочисленные вопросы сотрудников МВД.
«Объяснение» - это самый важный документ в установлении вины работодателя, т.к. сведения, содержащиеся в них, ложатся в основу протокола о привлечения к ответственности. Оспорить в суде объяснительную записку практически невозможно! Единственный и очень незначительный шанс обжаловать такие документы, как «объяснения», это доказать, что при их составлении не были соблюдены законные требования.
В таблице ниже предлагаем вам ознакомиться с санкциями за нарушения миграционного законодательства.
Краткое описание нарушения |
Статья КоАП РФ |
Санкция |
- нарушение правил миграционного учета иностранным гражданином; - нарушение порядка выбора места пребывания или жительства в России; - отсутствие документов, подтверждающих право пребывания в России, или, если в случае их утраты не подано заявление в установленный законом срок об их утрате или порче; - неисполнение обязанности об уведомлении государственных органов о подтверждении своего проживания в России; - уклонение от выезда из России по истечении разрешенного срока пребывания; - несоответствие заявленной цели въезда в Россию фактической цели въезда; - осуществление трудовой деятельности без разрешения на работу |
Части 1, 2 ст. 18.8; ст. 18.10 |
Штраф: - в размере от 2000 руб. до 5000 руб. с административным выдворением за пределы РФ или без такового.
<*> Напоминаем, что после вынесения решения об Административном выдворении иностранного гражданина за пределы РФ, он не может въезжать в Россию в течение срока от 3-х до 5-ти лет |
- нарушение должностным лицом организации, принимающей в России иностранного гражданина, установленного порядка оформления документов на право пребывания, проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в РФ и выезда за ее пределы иностранного гражданина |
Часть 1 ст. 18.9 |
Штраф: - на должностных лиц – в размере от 40 000 руб. до 50 000 руб.; - на юридических лиц – от 400 000 руб. до 500 000 руб. |
- неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета иностранных граждан |
Часть 4 ст. 18.9 |
Штраф: - на граждан - в размере от 2000 руб. до 4000 руб.; - на должностных лиц – от 40 000 руб. до 50 000 руб.; - на юридических лиц – от 400 000 руб. до 500 000 руб.
<*> Напоминаем, что в случае выявления двух и более нарушений санкции применяются за каждое нарушение в отдельности, т. е. за просрочку постановки на миграционный учет двух работников организация может подвергнуться штрафу в размере 1 000 000 руб. |
- привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с законодательством; - привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется |
Части 1, 2 ст. 18.15 |
Штраф: - на граждан - в размере от 2000 руб. до 5000 руб.; - на должностных лиц – от 25 000 руб. до 50 000 руб.; - на юридических лиц – от 250 000 руб. до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток |
- неуведомление ФМС России, Центра занятости населения или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина, если такое уведомление требуется |
Часть 3 ст. 18.15 |
Штраф: - на граждан - в размере от 2000 руб. до 5000 руб.; - на должностных лиц – от 35 000 руб. до 50 000 руб.; - на юридических лиц – от 400 000 руб. до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток |
Обращаем ваше внимание на то, что в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области штрафы за нарушения в миграционном законодательстве значительно выше.
С полным перечнем административных правонарушений в миграционной сфере, а так же штрафных санкций вы можете ознакомиться на сайте нашей компании в разделе «Публикации».
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана по желанию лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.
Кроме того, возможно принесение протеста прокурором на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении (ст. 30.10 КоАП РФ).
Установлен срок в размере 10 суток для подачи жалобы, который исчисляется со дня вручения или получения копии постановления по делу (ст. 30.3 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях рассматриваются как судьями, так и внесудебными органами (должностными лицами). Дополнительно к общему судебному порядку обжалования возможна подача жалобы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. При этом решение вышестоящего органа, должностного лица не является препятствием для обращения в суд. В суде может быть обжаловано постановление любого органа, вынесшего его, а в случае, если жалоба подана одновременно и в суд, и в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), жалобу рассматривает суд.
В судебных инстанциях жалоба рассматривается либо в суде общей юрисдикции, в том числе вышестоящем по отношению к суду, судья которого вынес постановление, либо в арбитражном суде (если правонарушение совершено юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем).
В соответствии с п. 80 Регламента граждане вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, действия или бездействие подразделений системы МВД России и их должностных лиц. Сделать это можно, обратившись к вышестоящему должностному лицу, а так же в прокуратуру или суд.
Вышестоящее должностное лицо обязано рассмотреть заявление в течение 30 дней. В исключительных случаях срок рассмотрения может быть увеличен до 60 дней.
В заключение хотелось бы обратить ваше внимание на следующее: порой существенные нарушения процедуры проведения проверки сотрудниками МВД России помогают выиграть суд. Например, если проверяющие органы не известили должным образом проверяемый объект о начале проверки и о времени и месте составления протокола проверки, этот факт может стать решающим в пользу работодателя в суде.