При получении свидетельства о внесении записи в реестр аккредитованных филиалов/ представительств иностранных юридических лиц на территории РФ организациям предлагается заверять численность иностранных работников в их компаниях, для которых впоследствии оформляется свидетельство о персональной аккредитации. Как правило, им удается заверить численность иностранных работников в количестве до 5-ти человек без особых сложностей. Филиалам/представительствам, предполагающих привлекать более 5-ти иностранных работников из развитых стран, можно увеличить численность иностранных работников, причем увеличение численности иностранных работников из «миграционно-опасных» стран является для них весьма сложным и негарантированным процессом.
Многие работодатели считают, что формулировка «заверение численности иностранных работников» уже дает право для найма иностранных работников без оформления разрешений на работу, другие считают, что разрешение на работу не требуется работнику, осуществляющему трудовую деятельность на территории РФ, но заключившему трудовой договор с головной компанией, находящейся за границей, которая и выплачивает ему заработную плату. Так ли это? Нужно ли все-таки оформлять разрешение на работу для аккредитованных сотрудников филиалов/представительств и какова позиция ФМС по данному вопросу?
В соответствии с абзацами 12 и 13 п. 1 ст. 2 ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее - Закон), под иностранными работниками понимаются иностранные граждане, временно пребывающие в РФ и работающие на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет при наличии разрешения на работу или патента (п. 4 ст. 13 Закона).
Таким образом, по общему правилу привлечение иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности по трудовому договору либо оказания услуг по гражданско-правовому договору на территории РФ должно осуществляться с получением организацией разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, а иностранным гражданам- при получении разрешения на работу (либо патента).
Под работодателем Закон понимает физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров (п. 2 ст. 13 Закона). Названный федеральный закон не предусматривает исключений для иностранных юридических лиц. Из приведенных выше норм следует, что работодателем может выступать любая организация, привлекающая на территории РФ к трудовой деятельности иностранных граждан, в том числе в качестве сотрудников представительства иностранной организации, аккредитованной в РФ.
Исключением являются аккредитованные сотрудники представительств иностранных юридических лиц ряда стран на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами с РФ, и при соблюдении ими ряда условий оформление разрешений на работу не требуется.
Такие международные договоры заключены с Францией, Южной Кореей, а также странами-членами ЕАЭС, а именно с Казахстаном, Белоруссией, Арменией и Киргизией.
Существенным аргументом, подтверждающим необходимость оформления разрешений на работу для сотрудников филиалов/представительств является тот факт, что ФМС всегда принимала и будет принимать документы на оформление разрешений на работу для такой категории иностранных граждан, причем наличие либо отсутствие персональной аккредитации у такого иностранного гражданина не имеет никакого значения. Более того, работодатель может оформить количество разрешений на работу, превосходящее заверенное для организации количество иностранных работников.
Таким образом, заверение численности иностранных работников с дальнейшим оформлением для них свидетельств о персональной аккредитации сотрудников филиалов/представительств, при осуществлении действий по легализации иностранных граждан на территории РФ, носит, скорее вторичный характер и не является основанием для осуществления трудовой деятельности за исключением случаев, предусмотренных международными договорами, описанными выше.
Иностранным работникам филиалов/представительств предусмотрено оформление разрешений на работу как в рамках стандартной процедуры- через оформление разрешения на привлечение иностранной рабочей силы на организацию с дальнейшим оформлением разрешения на работу до 1-го года, так и в рамках программы для высококвалифицированных специалистов на срок до 3-х лет.
Иностранным сотрудникам филиалов/ из безвизовых стран необходимо, в свою очередь, оформлять патент для осуществления трудовой деятельности.
Обратите внимание на то, что при оформлении визовой поддержки иностранным сотрудникам филиалов иностранных юридических лиц ТПП РФ требует предоставление оригинала полученного разрешения на работу.
Воспользоваться визовой поддержкой возможно также и при прямом обращении работодателя в ФМС. После регистрации организации, филиал/представительство получают право оформлять приглашения и визы для своих сотрудников на основании и на срок полученных ранее разрешений на работу, минуя ТПП РФ.
Подводя итог, хотелось бы еще раз сказать, что мы не видим ни одного основания для того, чтобы представительства и филиалы иностранных организаций не оформляли разрешения на работу для иностранных сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ. Более того, штрафные санкции за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан в РФ весьма внушительные, да и прецеденты с наложением взысканий не так уж и редки.