Актуальность этого законопроекта, а следовательно, и его пристального рассмотрения подтверждается тем, что за последнее время ситуация в России с выплатой заработной платы заметно ухудшилась. Особенно это было отмечено в регионах, где подобные ситуации стали возникать как на небольших частных предприятиях, так и в бюджетном секторе, начиная затрагивать и средний бизнес. Авторы проекта федерального закона в пояснительной записке отмечают, что, по данным Росстата на 1 октября 2015 г., суммарная задолженность по заработной плате составила 3 466 млн рублей. По сравнению с 1 сентября 2015 г. задолженность увеличилась на 233 млн рублей (на 7,2%). По сравнению с 1 октября 2014 г. задолженность увеличилась на 934 млн рублей (на 36,9%).
В пояснительной записке к данному проекту федерального закона № 983383-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда», указывается на то, что он разработан во исполнение Перечня поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного Совета РФ 4 октября 2013 г. по повышению ответственности работодателей за нарушение законодательства РФ по оплате труда работников. Предусмотренные им изменения касаются оптимизации правового регулирования сроков выплаты заработной платы и ужесточения ответственности за нарушение соответствующих правовых норм и иных правонарушений в сфере трудового права. Изменениям предполагается подвергнуть положения Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ).
Данный законопроект предусматривает уточнение положений ст. 136 ТК РФ в части сроков выплаты заработной платы работнику. Предлагается установить, что конкретная дата выплаты заработной платы определяется не позднее 10 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
При этом в законопроекте предложено внесение изменений в ст. 5.27 КоАП РФ, предусматривающих повышенную ответственность за нарушение трудового законодательства для лиц, ранее привлекавшихся к административной ответственности за аналогичное деяние. В этих целях нумерацию частей ст. 5.27 КоАП РФ предложено изменить: ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает повышенные меры ответственности за повторное совершение деяний, указанных в ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ; ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ – за повторное совершение деяний, определенных в ч. 3 и 4 ст. 5.27 КоАП РФ.
Изложенная законопроектом оптимизация положений ст. 136 ТК РФ коррелируется с изменениями ст. 5.27 КоАП РФ, которую планируется дополнить новой частью 6, предполагающей в качестве отдельного административного состава частичную или полную невыплату в установленный срок причитающейся работнику заработной платы, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. За это нарушение должностные лица могут получить предупреждение либо административный штраф в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, а лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей. Юридическим же лицам в данной ситуации могут потерять от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Законопроектом предложено дополнение в ст. 5.27 КоАП РФ также ч. 7, устанавливающей повышенные меры ответственности за совершение этого же деяния лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение. Часть 7 ст. 5.27 КоАП РФ в качестве наказания предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Из этого следует, что полная или частичная невыплата работнику заработной платы в установленный срок в случае принятия законопроекта будет выделена в отдельный административный состав.
При этом негативные последствия для работодателя, совершившего данное деяние, не ограничиваются лишь административной ответственностью. Проектом федерального закона предложено ужесточить материальную ответственность работодателя, дополнив ст. 236 ТК РФ нормой, предусматривающей, что при невыплате (или неполной выплате) заработной платы работнику, составляющей свыше ста восьмидесяти дней, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой, действующей в это время ключевой ставки Банка России, от не- выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со сто восемьдесят первого дня задержки после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
При этом сохраняется уже существующее на данный момент положение ст. 236 ТК РФ, определяющее выплату процентов на невыплаченную сумму в размере одной трехсотой от ключевой ставки Банка России. Проектом федерального закона предлагается по истечении ста восьмидесяти дней с момента срыва срока выплаты обязать работодателя выплачивать проценты, в два раза большем размере (одной сто пятидесятой от ключевой ставки Банка России).
Это значит, что законопроект предполагает введение прогрессивной шкалы увеличения размера денежной компенсации, если невыплата заработной платы продолжается свыше шести месяцев.
Руководствуясь пониманием необходимости формирования законодательной базы для более эффективного применения организационных мер борьбы с соответствующими правонарушениями, авторы законопроекта предлагают внести в ст. 360 ТК РФ изменения, которые позволят проводить внеплановые проверки работодателей государственными инспекторами труда, в том числе, в случае несвоевременной выплаты заработной платы либо установления заработной платы в размере ниже минимального размера оплаты труда. В настоящее время такие проверки могут быть проведены при наличии жалоб с согласия органов прокуратуры. В случае же принятия законопроекта у государственных органов появится больше возможностей для эффективного противодействия нарушениям работодателями трудовых прав работников.
Вместе с тем, законопроектом рекомендована оптимизация текста ст. 392 ТК РФ, что в большей степени отвечает интересам работника: «Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора об увольнении в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки, по спорам по невыплате заработной платы и других причитающихся ему выплат – в течение одного года со дня установленного срока выплаты заработной платы, по другим спорам – в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права».
Также для обеспечения более широкого спектра возможностей работнику при судебной защите своих прав законопроект предусматривает дополнение ст. 29 ГПК РФ частью 6.3, предусматривающей, что иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.
Все эти изменения в полной мере отвечают интересам работников, которые нередко сталкиваются с недостаточностью возможностей по отстаиванию своих прав. Кроме того, законопроект обеспечивает стимулирование работодателей более серьезно относиться к соблюдению трудовых прав работников.
Это особенно актуально в условиях усложнения ситуации на трудовом рынке, в экономике страны – и такое ужесточение ответственности за правонарушение, и оптимизация ряда иных правовых механизмов будут способствовать купированию существующих проблем.
Это позволяет положительно отметить данный законопроект, а также надеяться на его скорое принятие.