Большинство компаний, начиная процесс реорганизации, в результате которой в частности происходит смена наименования организации или организационной формы, даже не задумываются о том, что кроме процедур, связанных с внесением новых данных в ЕГРЮЛ, им, возможно, придется приводить разрешительные документы иностранных сотрудников компании в полное соответствие с миграционным законодательством РФ. А этот процесс в РФ на текущий момент, к сожалению, сопряжен с колоссальными рисками как для компании, так и для иностранных сотрудников.
В данной статье мы рассмотрим, какие действия необходимо предпринять компании при условии смены организационно-правовой формы.
Существует два варианта смены организационно-правовой формы предприятия:
- В связи с приведением организационно-правовой формы организации в соответствии с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ.
- В связи с решением учредителей организации.
Рассмотрим вначале первый вариант.
С 1 сентября 2014 года Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" исключена такая форма, как общество с дополнительной ответственностью, а также отменено деление акционерных обществ на открытые и закрытые – им на смену пришли публичные и непубличные общества (ст. 66.3, ГК РФ).
Согласно положениям п. 7 ст. 2, 99-ФЗнаименования организаций, созданных до вступления в силу обсуждаемого закона, и их учредительные документы должны быть приведены в соответствие с требованиями,указанными выше, при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц (п. 7 ст. 2 , 99-ФЗ).
При этом в случае смены организационно-правовой формы организации в соответствии с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ не требуется вносить изменения в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее фирменное наименование.
Хотелось бы еще раз заострить внимание на том, что это утверждение справедливо только в случаях преобразования из ЗАО/ОАО в АО (либо из ОДО в ООО/АО).Подтверждением тому является Письмо Ростехнадзора от 30.01.2015 N 00-01-34/48.
"Информационное письмо по вопросам переоформления лицензии в связи со вступлением в силу Федерального закона от 5-го мая 2014 г. N 99-фз в части изменения наименования организационно-правовых форм организаций" указывает, что в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 5-го мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса РФ о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ", изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ, не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее фирменное наименование.
Соответственно, и вносить какие-либо изменения в разрешительные документы иностранных граждан нет необходимости.
Второй вариант смены организационно-правовой формы юридического лица подразумевает, что указанные изменения инициируются не по требованию закона, а в связи с решением учредителей организации.
Такая реорганизация может произойти как с изменением наименования организации и реквизитов организации (ИНН и ОРГН), так и без таковых. Но в любом из этих случаев необходимо внесение соответствующих изменений во все документы, содержащие прежнее наименование и реквизиты, в том числе, в разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (далее РПИРС) и разрешения на работу (далее РНР) иностранных граждан, т.к. с момента реорганизации организационно-правовой формы сведения, указанные в этих документах,станут недостоверными. Соответственно, использование оформленных до реорганизации документов может быть расценено как нарушение с точки зрения миграционного права, поэтому следует внести изменения в вышеуказанные документы.
Инициировать процедуру оформления возможно только после внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ и получения документов, подтверждающих смену организационно – правовой формы компании.
На данный момент существующие нормативно-правовые акты (далее НПА) не предусматривают возможности коррекции разрешений на привлечение, разрешений на работу и виз иностранных граждан в связи с изменением организационно-правовой формы организации.
Вместе с тем, все-таки существует вариант приведения в соответствие разрешительных документов для привлечения иностранных граждан, который исключает миграционные и трудовые риски, но сопряжен со следующими немалозначительными факторами:
- увольнение иностранных граждан с перерывами в их трудовой деятельности (от 1 до 3 месяцев);
- назначение (с внесением сведений в ЕГРЮЛ) лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, при этом, если это будет физическое лицо, то оно должно иметь право осуществлять трудовую деятельность без разрешительных документов (например, гражданина РФ, иностранного гражданина из страны ЕАЭС или имеющего статус проживающего в РФ).
Порядок действий в этом случае будет следующим:
- до момента смены организационно-правовой формы организации необходимо назначить лицо, имеющее право действовать без доверенности, юридическое лицо, гражданина РФ, либо иностранного гражданина, имеющего право осуществлять трудовую деятельность в РФ без разрешительных документов. Внести запись об этом в ЕГРЮЛ.
- до момента смены организационно-правовой формы предприятия необходимо расторгнуть трудовые отношения с иностранными гражданами, работающими на основании РНР, по соглашению сторон. Уведомить об этом МВД.
- далее необходимо получить документы, подтверждающие смену организационно-правовой формы компании и внесение записи в ЕГРЮЛ.
- после чего оформить новые разрешительные документы с новой организационно-правовой формой и наименованием компании. Заключить трудовые договора с иностранными гражданами. Уведомить об этом МВД.
Планируя данные процессы, следует учитывать, что в случае, если старые сведения о компании, указанные в рабочих визах иностранных сотрудников отличаются от обновленных,рабочие визы возможно будет переоформить только высококвалифицированным сотрудникам. Внести изменения в визы не высококвалифицированных сотрудников не позволяют существующие НПА. Потребуется оформление приглашений и оформление виз в Консульском отделе Посольства РФ за рубежом, т.е. въезд в РФ с рабочей целью станет доступен только после оформления на них новых разрешительных документов с новой организационно-правовой формой и наименованием компании.
Безусловно, вышеописанный вариант приведения в соответствие разрешительных документов трудно назвать привлекательным также из-за:
- необходимости расторжения трудовых отношений с иностранными гражданами;
- необходимости выезда за пределы РФ не высококвалифицированных сотрудников (работающих по стандартному разрешению на работу) с момента расторжения трудовых договоров;
- нежелания иностранных граждан на расторжение трудовых договоров по соглашению сторон.
А в случае, если иностранные работники не проявят «собственного желания» увольняться, такой вариант становится в принципе невозможным.
По этой причине, на практике часто встречаются и иные варианты приведения в соответствие разрешительных документов иностранных сотрудников. Учитывая тот факт, что НПА не разработаны, сотрудники различных подразделения УВМ ГУ МВД РФ не имеют единого мнения и предлагают по своему усмотрению различные варианты приведения в соответствие вышеуказанных документов.
Предлагаем рассмотреть один из вариантов решения, который довольно часто предлагается, но исключительно в том случае, когда в компании изменяется только организационно-правовая форма, а наименование и реквизиты остаются прежними (для удобства рассмотрим на примере реорганизации с ЗАО на ООО) - алгоритм действий при этом следующий:
- после того, как в ЕГРЮЛ будет внесено изменение организационно-правовой формы компании с ЗАО на ООО, необходимо составить письмо-обращение в адрес УВМ ГУ МВД РФ с просьбой внести изменения в ранее оформленные документы (РПИРС и РНР),
- в ответ на такое обращение сотрудники УВМ ГУ МВД начнут внутренние процессы, направленные на внесение в базу МВД соответствующих изменений о компании, что может занять от нескольких часов до 2-х месяцев,
- после того, как в базу МВД будут внесены изменения, у сотрудников УВМ ГУ МВД РФ появится техническая возможность внести изменения в ранее выданные документы. Только тогда необходимо обратиться за внесением изменений в РПИРС и РНР.
- в случае, если старые сведения о компании, указанные в рабочих визах иностранных сотрудников отличаются от обновленных, следует переоформить визы. Особенности этого процесса, которые мы описали выше, абсолютно справедливы и для этой ситуации.
Еще раз хотелось бы обратить внимание, что описанная выше схема совершенно не применима на практике, если в процессе реорганизации кампании, помимо организационно-правовой формы, изменяются еще какие-либо реквизиты (фирменное наименование, ОГРН, ИНН и т.д.).
Ниже рассмотрим еще одну,предложенную сотрудниками другого регионального подразделения МВД, схему по приведению в соответствие разрешительных документов также на примере преобразования из ЗАО в ООО.В данном случае не имеет значения, сменятся ли в организации еще какие-либо реквизиты помимо организационно-правовой формы.
Порядок действий в этом случае будет следующим:
- Получить документы, подтверждающие смену организационно-правовой формы компании.
- Оформить новые разрешительные документы с указанием новой организационно-правовой формы.
- Заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам с иностранными гражданами, чтобы внести информацию об обновлениях в данных работодателя и в реквизитах разрешительных документов.
- Если старые сведения о компании, указанные в рабочих визах иностранных сотрудников отличаются от обновленных, следует переоформить визы. Особенности этого процесса, которые мы описали выше, абсолютно справедливы и для этой ситуации тоже.
Обе предложенные схемы решения отнюдь не идеальны с точки зрения рисков. Приведем некоторые из них:
Риск 1
С момента реорганизации компании (с фактической даты внесения изменений в ЕГРЮЛ и до момента фактического получения скорректированных РПИРС и РНР) иностранные работники компании будут осуществлять трудовую деятельность по РНР, содержащим некорректные сведения в графе «Наименование работодателя», что со стороны МВД может быть расценено как незаконное привлечение к трудовой деятельности. Работодатель может быть подвергнут административному наказанию по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа:
- на граждан - в размере от пяти до семи тысяч рублей,
- на должностных лиц - от тридцати до семидесяти тысяч рублей,
- на юридических лиц -от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
При этом указанная административная ответственность наступает в отношении каждого иностранного гражданина в отдельности.
На наш взгляд, наложение ответственности по данной статье маловероятно, так как не существуют нормативно-правовых актов, регламентирующих процедуру внесения изменений в РПИРС, РНР и визы ИГ в связи со сменой организационно-правовой формы работодателя. А в случае, если все же организация будет привлечена к указанной ответственности, это можно будет обжаловать в судебном порядке.
Риск 2
Несоответствие наименования организации в РПИРС и РНР может быть признано нарушением положений Федерального закона 115-ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан», что может привести к приостановлению действия разрешения на привлечение на основании п.11, ст. 18, 115 ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан» в случае, если работодатель или заказчик работ (услуг) нарушил положения настоящего Федерального закона, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган может приостановить действие РПИРС и РНР до устранения указанными лицами в установленный срок допущенных нарушений.
Более того, если действие РПИРС или РНР будут приостановлены на основании ст.327.6, гл. 50.1 ТК РФ, работодатель обязан расторгнуть трудовой договор с иностранным работником.
Обращаем ваше внимание на то, что все ранее оформленные документы РПИРС, РНР, а также рабочие визы сотрудников компании ЗАО не перестают быть действительными (не аннулируются), соответственно, нет оснований для отстранения иностранных граждан от работы или расторжения трудовых договоров.
Также как в первом, во втором варианте оформления важным моментом является необходимость внесения изменения в действительные ДМС, оформленные иностранным работникам компании по договору страхования между работодателем и страховой компанией, если таковые имеются.
С точки зрения трудового законодательства мы не видим рисков в том, что иностранные работники продолжат работу в компании до момента получения РПИРС и РНР с указанием верной организационно-правовой формы.
Вместе с тем мы не исключаем возможность того, что сотрудники УВМ ГУ МВД в различных регионах РФ будут готовы предложить альтернативные способы решения задачи по приведению в соответствие разрешительных документов при смене организационно-правовой формы. Однако, как и прежде, их предложения будут сопряжены с миграционными рисками, т.к. действующие НПА не описывают данную процедуру.
А принимать ли описанные в этой статье миграционные риски – индивидуальное решение работодателя.
В заключении хотелось бы еще раз отметить, что из-за отсутствия разработанных НПА и отсутствия единого мнения между различными подразделениями МВД, в процессе внесения изменений в разрешительные документы могут возникнуть непредвиденные технические сложности, что, в свою очередь, может привести к изменениям в вышеописанные алгоритмы действий.