5 апреля 2018 г. Государственная Дума приняла в I чтении законопроект № 387044-7, который существенно изменит перечень обязанностей, а также усилит ответственность приглашающей иностранных граждан стороны.
Законопроектом предусматривается, что приглашающая сторона принимает меры по обеспечению своевременного выезда приглашенного иностранного гражданина за пределы РФ по истечении срока пребывания в РФ, а также по соблюдению иностранным гражданином заявленной цели въезда в Российскую Федерацию, перечень и порядок применения которых устанавливаются Правительством РФ.
Компания Конфиденс Групп была приглашена в Общественную палату РФ в качестве миграционных экспертов на нулевые слушания по данному законопроекту.
Представителями Конфиденс Групп была выдвинута конструктивная критика данного законопроекта, предложены различные пожелания, приведены доводы. К сожалению, наши предложения, как и предложения представителей других организаций не были учтены, и законопроект был одобрен, после чего принят Государственной думой в первом чтении в первоначальном виде.
Предлагаемая к внесению в текст статьи 16 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» норма, регулирующая меры, принимаемые приглашающей стороной, то есть её обязанности во время срока пребывания иностранного гражданина в РФ, не подходит по тематике к данной статье, которая регулирует именно отношения, возникающие в связи с оформлением приглашения на въезд в РФ.
Неясно, как соотносится употреблённый в законопроекте термин «заявленная цель въезда в Российскую Федерацию» с терминами «цель визита», «цель въезда», «цель поездки», предусмотренными в иных нормативных актах России - в Федеральном законе от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", в Постановлении Правительства РФ от 16.08.2004 N 413 «О миграционной карте», в Постановлении Правительства РФ от 09.06.2003 N 335 «Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы», в Постановлении Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
На текущий момент нормативно-правовая база не содержит критериев определения, в каких именно случаях действия/бездействия иностранных граждан считаются нарушением порядка пребывания в части соблюдения заявленной цели въезда. При этом совершенно очевидно, что данные действия, как и действия, направленные на своевременный выезд из РФ, напрямую зависят от иностранного гражданина, а приглашающая сторона не имеет возможности оперативно принимать меры, перечисленные в законопроектах.
Вне зависимости от количества оформляемых приглашений от той или иной организации указанные выше правовые пробелы создают существенные риски как для приглашающей стороны, принимающей стороны, так и для самого иностранного гражданина.
С одной стороны, предполагаемые штрафные санкции могут заставить организации с осмотрительностью принимать решение выступать или не выступать приглашающей стороной для тех или иных иностранных граждан, что может привести к снижению количества оформленных приглашений, количества въездов по ним и, соответственно, количества нарушений со стороны въехавших.
Практика показывает, что предполагаемые штрафные санкции могут повлиять на решение относительно добросовестных организаций, которым не безразлично их юридическое лицо. Едва ли введенная законопроектами ответственность сможет повлиять на деятельность недобросовестных организаций-однодневок, от которых и оформляется наибольшее количество приглашений для иностранных граждан, заведомо намеревающихся нарушать правила пребывания в РФ.
Ниже несколько примеров из практики, которые наглядно иллюстрируют недостатки законопроекта:
- Приглашающая сторона оформила приглашение на законных основаниях иностранному гражданину, своему будущему сотруднику или сотруднику партнера. Иностранный гражданин оформил себе визу на основании этого приглашения и въехал на территорию РФ, но так и не связался с приглашающей стороной. В результате, в случае, если иностранный гражданин нарушит разрешенные сроки пребывания или цель въезда, ничего неподозревающая добросовестная приглашающая сторона будет нести ответственность за непринятие мер по обеспечению своевременного выезда. Очевидно, что в данной ситуации наложение ответственности на принимающую сторону не справедливо.
- Приглашающая сторона оформила деловое приглашение иностранному гражданину. Иностранный гражданин въехал в РФ по визе, оформленной на основании указанного выше приглашения, и действительно посетил приглашающую сторону. Но также этот иностранный гражданин посетил своих родственников, находящихся в РФ, а это уже можно расценить, как нарушение цели въезда. Очевидно, что в данной ситуации, совершено, нет ясности, что считается соблюдением цели въезда, и наложение ответственности на принимающую сторону не справедливо.
- Приглашающая сторона оформила рабочее приглашение для иностранного сотрудника. Иностранный сотрудник въехал в РФ по рабочей визе, оформленной на основании указанного выше приглашения. Этот иностранный сотрудник осуществляет трудовую деятельность, но при этом имеет выходные дни (отпуск), в которые может посещать Российские достопримечательности, находящиеся в других регионах РФ, что уже можно расценить как нарушение цели въезда. Очевидно, что в данной ситуации совершенно нет ясности, что считается соблюдением цели въезда, и наложение ответственности на принимающую сторону не справедливо.
Более всех в неприятную ситуацию попадут организации, предоставляющие гостиничные услуги, которые оформляют от своего имени туристическую визовую поддержку и будут нести полную ответственность за всех иностранных гостей будучи приглашающей стороной для них. В связи с чем крупнейшие гостиничные ассоциации РФ в данный момент находятся в стадии обращения к Президенту РФ по пересмотру данного закона.
Принятие законопроекта в предложенном виде потребует изменения норм, связанных с перераспределением ответственности от иностранного гражданина к приглашающей стороне, что не представляется целесообразным в силу того, что данные действия напрямую зависят от иностранного гражданина, а приглашающая сторона не имеет возможности оперативно принимать меры, перечисленные в законопроекте.
Компания Конфиденс Групп оценивает данный законопроект как недоработанный. В связи с его принятием могут возникнуть серьёзные затруднения на практике.
За дополнительной информацией обращайтесь к консультантам компании Конфиденс Групп.
* Тексты рассылки являются объектом интеллектуальной собственности компании Конфиденс Групп и охраняются частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23. 07. 2013). Полное или частичное копирование, воспроизведение, тиражирование, каким-либо способом, в том числе и в электронном виде, не допускается.