Опубликован Указ Президента РФ от 27.04.2023 № 307 "Об особенностях правового положения отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
1. Чье правовое положение регулирует Указ?
Указ регулирует положение 3 категорий граждан:
1) граждане Украины, ДНР и ЛНР, которые постоянно проживали на территориях ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей на момент 30.09.2022, или ранее постоянно проживали на этих территориях и выехали оттуда в РФ, в том числе через третьи страны, и заявили о своем желании сохранить имевшееся у них гражданство либо остаться лицами без гражданства, не принесли присягу гражданина РФ или отказались от ее принесения.
Такие граждане признаются постоянно проживающими на территории РФ гражданами с 30.09.2022 года, окончания этого срока не установлено.
2) иностранные граждане, но при этом не граждане Украины, ДНР и ЛНР, если они на момент 30.09.2022 постоянно проживали на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей на основании ВНЖ, выданного уполномоченным органом Украины, ДНР или ЛНР.
Такие граждане сохраняют статус постоянно проживающих на территории РФ до 1 июля 2024 года.
В указе написано, что перечисленные в п.1 и п 2 лица «признаются» постоянно проживающими в РФ гражданами, и что они «вправе» (а не обязаны) обратиться за выдачей соответствующего документа, из чего можно сделать вывод, что обращение в МВД за получением документа, подтверждающего ВНЖ, является правом таких граждан, а не обязанностью, и что этот документ такие граждане могут не получать. Из текста указа не ясно, с какими последствиями могут столкнуться такие граждане, если у них не будет документа о ВНЖ в РФ. Для разъяснения этого момента мы направили запрос в МВД, и расскажем о содержании ответа сразу же, как его получим.
3) лица, признанные на основании законов о вступлении в состав РФ новых территорий временно пребывающими на территории РФ (такими гражданами с 30.09.2022 были признаны иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей – ст. 31 соответствующих федеральных конституционных законов, а также прибывшие туда после 30.09.2022).
К этой категории относятся все иностранные граждане, не являющиеся гражданами Украины, признанные временно пребывающими на территории РФ.
Правовое положение этих граждан до выхода указа № 307 от 27.04.2023 регулировалось только ст. 31 федеральных конституционных законов о принятии в состав РФ новых территорий. Помимо этих законов, никаких указов и иных НПА, устанавливающих их особое правовое положение и сроки их пребывания на территории РФ, более опубликовано не было. Поэтому возникают сложности с определением разрешенных сроков пребывания в РФ для таких граждан.
Конечно, можно предположить, что к таким гражданам применяются общие условия временного пребывания на территории РФ, если говорить о гражданах из безвизовых стран – это 90 календарных дней из каждых 180, но если говорить о гражданах из визовых стран, то такой срок должен определяться сроком действия визы, которой у обсуждаемой категории иностранных граждан может и не быть (по крайней мере наличие визы, выданной российскими госорганами, представляется крайне маловероятным).
Также никаких разъяснений о дате, с которой можно отсчитывать сроки их пребывания, опубликовано не было, поэтому логично было бы считать, что эта дата – 30.09.2022 (так как до этой даты указанные территории не были территорией РФ, соответственно, эти лица не пребывали в РФ). Таким образом, вполне вероятно, что люди, пребывавшие в новых субъектах с 30.09.2022, которые при этом превысили установленные общими правилами разрешенные сроки пребывания (т.е. пребывали более 90 дней из каждых 180), или находятся в РФ без визы, нарушают правила пребывания в РФ, за что в соответствии со ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрено наложение штрафа от 2000 до 5000 рублей (в Москве, Петербурге, Московской и Ленинградской областях – от 5000 до 7000 рублей), с административным выдворением из РФ или без него.
Пунктом 9 указа № 307 от 27.04.2023 устанавливается, что срок временного пребывания таких лиц продлевается по ходатайству работодателя или заказчика услуг, или самого гражданина до 31.12.2023 включительно. Однако в формулировках указа смущает ряд моментов:
- нет информации о том, что в отношении нарушивших сроки пребывания лиц не будет возбуждаться административное производство, связанное с нарушением сроков пребывания;
- указано, что сроки продлеваются только до 31.12.2023. Однако, при продлении сроков пребывания при обстоятельствах, предусмотренных пунктами 2, 3, 5, 7, 8 - 12 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статьей 97 Договора о Евразийском экономическом союзе эти сроки устанавливаются по другим принципам и могут соответствовать сроку трудового договора, обучения и т.д.. Из текста указа не ясно, можно ли будет этим категориям граждан продлить сроки на срок более долгий, чем до 31.12.2023, если для этого есть указанные выше основания.
Мы направили в МВД запрос с просьбой дать разъяснения, и сообщим о его содержании ответа сразу же, как его получим.
Продлить сроки в РФ указанные в п. 9 указа № 307 от 27.04.2023 граждане могут, обратившись в органы МВД до 01.10.2023. При этом безвизовым иностранным гражданам выдается миграционная карта с отметкой о разрешенном сроке пребывания, визовым иностранным гражданам – виза с соответствующим сроком действия.
Если такие граждане получают миграционную карту или визу, а также если они заключают контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ или воинских формированиях и принимающих (принимавших) участие в боевых действиях в их составе, в их отношении:
- не будут подлежать исполнению ранее принятые решения о депортации, реадмиссии, неразрешении въезда в РФ, нежелательности пребывания (проживания) в РФ, сокращении срока временного пребывания в РФ;
- не будут приниматься решения о депортации, реадмиссии, неразрешении въезда в Российскую Федерацию, нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации по обстоятельствам, возникшим до 30 сентября 2022 г. (при этом по обстоятельствам, возникшим после этого срока, такие решения приняты быть могут).
То есть если такие граждане обратятся за продлением сроков пребывания в РФ в установленном указом порядке, к ним могут быть применены административные меры, но только в виде штрафов (ст. 18.8 КоАП РФ).
Если такие граждане не получат визу или миграционную карту с новым сроком пребывания, к ним могут быть применены все меры административного воздействия, включая депортацию, реадмиссию и неразрешение въезда.
Напоминаем, что написанное выше не относится к гражданам Украины, так как в их отношении продолжает действовать Указ Президента № 585 от 27.08.2022, в соответствии с которым они имеют право пребывать в РФ без ограничения срока пребывания. Об этом указе мы подробно писали ранее.
2. Как указанные в п. 1 и 2 лица могут получить вид на жительство в РФ?
Указанные в пп. 1 и 2 выше граждане вправе обратиться в подразделение МВД РФ по месту своего фактического нахождения с заявлением о выдаче ВНЖ. При обращении они должны пройти обязательную дактилоскопическую регистрацию и фотографирование, и представить вместе с заявлением следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность и гражданство (при наличии), в том числе если срок его действия истек, а также его копию;
- документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на постоянное проживание (ВНЖ), выданный уполномоченным органом Украины, ДНР или ЛНР, в том числе если срок его действия истек (при наличии такого документа), а также его копию;
- документ, подтверждающий факт постоянного проживания на территории ДНР, ЛНР, Запорожской области или Херсонской области (за исключением случаев, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность, или документе, подтверждающем право на постоянное проживание), а также его копию;
- две фотографии размером 35 x 45 мм, соответствующие требованиям, установленным МВД РФ.
Все документы на иностранных языках представляются с нотариально заверенным переводом на русский язык. На территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей нотариальное заверение перевода не нужно до истечения переходного периода (то есть до 01.01.2026).
3. Регистрационный учет по месту жительства граждан, указанных в п. 1 и 2 Указа
Зарегистрированные по месту жительства на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей на момент 30.09.2022, при отсутствии регистрации в другом субъекте РФ, приравниваются к зарегистрированным на территории РФ с момента регистрации на указанных территориях. Отметка об этом проставляется в ВНЖ.
Те из них, кто на момент 05.10.2022 помимо регистрации в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской области имел регистрацию также в другом субъекте РФ, и не подал до 05.10.2023 заявления о выборе места жительства, снимаются с регистрационного учета в том субъекте РФ, дата регистрации в котором была более ранней.
4. Порядок и сроки рассмотрения заявления на выдачу ВНЖ
Срок рассмотрения заявления о выдаче ВНЖ граждан, положение которых регулирует указ, не может превышать 20 рабочих дней.
При рассмотрении заявления на ВНЖ граждан, правовое положение которых регулирует указ, не применяются основания отказа в выдаче ВНЖ, за исключением случаев, когда они предоставили заведомо недостоверные сведения или подложные документы.
5. Административные послабления для граждан, указанных в п. 1 Указа
В отношении граждан, указанных в п. 1 выше (граждан Украины и ЛДНР, постоянно проживавших на территориях ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей на момент 30.09.2022, или ранее постоянно проживали на этих территориях, и выехали оттуда в РФ, в том числе через третьи страны, и заявивших о желании сохранить имевшееся у них гражданство или остаться лицами без гражданства), не применяются решения:
- о депортации
- о реадмиссии
- неразрешении въезда в РФ
- о сокращении срока временного пребывания.
А ранее принятые такие решения не подлежат исполнению. Также по отношению к таким гражданам не принимаются решения об аннулировании ВНЖ, лишении статуса беженца или свидетельства о предоставлении временного убежища, за исключением случаев предоставления заведомо недостоверных сведений или подложных документов.
Однако, указанные выше решения могут быть применены к таким лицам (а также к лицам, указанным в п. 9 указа, т.е. признанных временно пребывающими на территории РФ – см. п. 1 новости), если они совершают действия, угрожающие безопасности РФ, выступают за насильственное изменение конституционного строя, финансируют терроризм, посягают на общественный порядок и безопасность, включая участие в несанкционированных митингах и пикетах. В этих случаях при принятии о нежелательности пребывания или депортации такие граждане должны покинуть территорию РФ в течение 3 дней с момента принятия такого решения.
6. Освобождения от соблюдения иных требований миграционного законодательства
До 31.12.2023 иностранные граждане и лица без гражданства на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей освобождаются от обязанности:
- по прохождению медицинского освидетельствования;
- от предоставления полисов ОМС, ДМС или договора оказания платных медицинских услуг;
- могут работать без разрешения на работу и патента (граждане Украины при этом могут работать без разрешения на работу и патента пока что без ограничения срока на основании по-прежнему действующего указа № 585 от 27.08.2022);
- их работодатели и заказчики освобождаются от обязанности получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы и соблюдения допустимой доли иностранных работников (работодатели и заказчики граждан Украины освобождаются от этой обязанности пока что без ограничения срока на основании по-прежнему действующего указа № 585 от 27.08.2022).
Однако, требование о прохождении обязательной дактилоскопии для таких граждан сохраняется.
7. Прочие положения Указа
Также указом устанавливается, что постоянно проживавшие на момент 30.09.2022 на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей граждане Украины и ЛДНР, равно как и ранее проживавшие на этих территориях и выехавшие в РФ, в том числе через третьи страны, имеют удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища, РВП или ВНЖ в РФ, имеют право принять участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольного переселения соотечественников в РФ.
Указ вступил в силу с даты его подписания, то есть с 27.04.2023.
За дополнительной информацией обращайтесь к консультантам компании Конфиденс Групп.
* Тексты рассылки являются объектом интеллектуальной собственности компании Конфиденс Групп и охраняются частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23. 07. 2013). Полное или частичное копирование, воспроизведение, тиражирование, каким-либо способом, в том числе и в электронном виде, не допускается.