Компания Конфиденс Групп в продолжение ранее опубликованной
новости разъясняет, что из
Постановления Конституционного суда РФ от 19 июля 2017 г. N 22-П следует, что при решении вопроса о выборе места постановки иностранного гражданина (лица без гражданства) на учёт по месту пребывания - равно как и при оценке наличия в его действиях признаков нарушения режима пребывания (проживания) в РФ положения части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не могут рассматриваться как обязывающие временно пребывающего в РФ иностранного гражданина (лица без гражданства), поставленного на миграционный учёт по месту нахождения (адресу) пригласившей его организации (принимающей стороны), правовая связь с которой, основанная на положениях законодательства РФ, в период пребывания в РФ им не утрачивается, вставать на миграционный учёт по месту нахождения (адресу) жилого помещения, которое ему предоставила принимающая сторона, и в котором он временно проживает. Во всех иных случаях иностранные граждане и лица без гражданства должны, если в названном ФЗ прямо не указаны иные правила миграционного учёта, вставать на учёт по месту пребывания в месте их фактического проживания.
Постановление Конституционного суда РФ от 19 июля 2017 г. N 22-П является обязательным для применения и влечёт обязанность законодателя внести соответствующие изменения в законодательство. До внесения таких изменений руководствоваться следует данным Постановлением. Однако при этом отмечается недостаточная ясность его содержания. Некоторые положения данного Постановления не могут быть истолкованы однозначно, что и повлекло возникновение вопросов.
Мы надеемся, что при внесении на законодательном уровне изменений в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» данные неоднозначные формулировки будут исправлены, и вопросы толкования смысла данных норм будут устранены.
Обращаем Ваше внимание на то, что рекомендации компании Конфиденс Групп наиболее благоприятны с точки зрения безопасности правоприменения и минимизации рисков нарушить правовые предписания.
Мы рекомендуем осуществлять постановку временно пребывающего иностранного гражданина на миграционный учёт по адресу нахождения организации в следующих случаях:
1. Организация является работодателем или заказчиком работ или услуг для иностранного гражданина.
Постановка на миграционный учёт в этом случае возможна как для визовых, так и безвизовых иностранных граждан. Это следует из норм Федерального закона «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (пункт 7 части 1 статьи 2, часть 1 и подпункт «а» пункта 2 части 2 статьи 22) и подтверждается в Определении Конституционного Суда РФ от 24.11.2016 N 2538-О, где указано, что по смыслу указанных положений - возможность постановки иностранного гражданина на учёт по месту пребывания, являющегося нежилым помещением, допускается в том числе в случае, если принимающей стороной выступает юридическое лицо, у которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность.
2. Организация является гостиницей, санаторием, домом отдыха, пансионатом, кемпингом, туристской базой, детским оздоровительным лагерем либо оказывает гостиничные услуги; а также если организация является медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, либо учреждением социального обслуживания либо исполняет административное наказание.
Постановка на миграционный учёт в этом случае возможна как для визовых так и безвизовых иностранных граждан, что прямо следует из норм Федерального закона «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
3. Организация является приглашающей стороной (от её имени было оформлено приглашение на законных основаниях), и законная правовая связь между иностранным гражданином и организацией не утрачивается в период пребывания иностранного гражданина в РФ.
Постановка на миграционный учёт в этом случае возможна только для граждан, въехавших на основании визы.
Это следует из положений статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» которая предусматривает, что приглашающая сторона - федеральный орган государственной власти, дипломатическое представительство и консульское учреждение иностранного государства в РФ, международная организация и её представительство в РФ, представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в РФ, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, юридическое лицо, гражданин РФ и постоянно проживающие в РФ иностранный гражданин и лицо без гражданства, а также иные имеющие в соответствии с федеральным законом право обращаться с ходатайством об оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию органы, организации и физические лица, по ходатайству которых выдано приглашение на въезд в РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства, въехавшим в РФ по визе, выданной на основании такого приглашения, либо непосредственно по указанному приглашению в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ.
Таким образом, организация может быть приглашающей стороной (от её имени может быть оформлено приглашение) только для иностранных граждан, въехавших на основании визы (что невозможно для граждан стран, не имеющих визового режима с Россией).
За более подробной информацией обращайтесь к консультантам компании Конфиденс Групп.
Тексты рассылки являются объектом интеллектуальной собственности компании Конфиденс Групп и охраняются частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.07.2013). Полное или частичное копирование, воспроизведение, тиражирование каким-либо способом, в том числе и в электронном виде, допускается при указании источника - ссылки на сайт www.confidencegroup.ru