19 июля 2017 года Конституционным судом РФ (далее – КС РФ) было принято постановление за № 22-П по делу о проверке конституционности положений части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона N 109-ФЗ от 18 июля 2006 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан США.
Поводом для рассмотрения дела КС РФ явились жалобы граждан США, которых подразделение МВД признало виновными в нарушении правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ. Данные граждане были привлечены к административной ответственности (был наложен штраф) и выдворены за пределы РФ.
В принятом постановлении КС РФ признал, что часть 1 и пункт 2 части 2 статьи 20 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" содержат неопределенность, и предписал федеральному законодателю её устранить. При этом отметил, что «место пребывания» иностранных граждан и «место фактического проживания» иностранных граждан – это разные понятия.
В связи с этим с момента принятия данного постановления КС РФ и до момента вступления в силу поправок в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» МВД РФ и его территориальные подразделения при принятии решения о постановке на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства руководствуются положениями данного КС РФ.
На основании Постановления КС РФ № 22-П временно пребывающий иностранный гражданин может быть поставлен на миграционный учет по месту пребывания по адресу нахождения организации в следующих случаях
- eсли организация является работодателем или заказчиком работ или услуг для иностранного гражданина;
- eсли организация является гостиницей, санаторием, домом отдыха, пансионатом, кемпингом, туристской базой, детским оздоровительным лагерем либо оказывает гостиничные услуги; а также если организация является медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, либо учреждением социального обслуживания либо исполняет административное наказание;
- eсли организация является приглашающей стороной (от её имени было оформлено приглашение на законных основаниях, что возможно только для граждан, въехавших на основании визы), и законная правовая связь между иностранным гражданином и организацией не утрачивается в период пребывания иностранного гражданина в РФ.
Обратите внимание, что для временно пребывающих в России иностранных граждан не отменяется стандартный порядок постановки на миграционный учёт. В вышеперечисленных случаях допускается постановка на миграционный учет как по адресу местонахождения организации, так и по адресу фактического проживания.
Во всех иных случаях иностранные граждане подлежат постановке на миграционный учёт только по месту фактического проживания.
Иностранные граждане из безвизовых с РФ государств не являются приглашенными лицами, а организации не могут являться для них приглашающей стороной, соответственно, и постановка таких иностранных граждан на миграционный учет по адресу нахождения организации не может быть осуществлена.
Также постановка на миграционный учет по адресу нахождения организации недоступна для тех визовых иностранных граждан, которые въехали на территорию РФ без виз на основании международных договоров.
За более подробной информацией обращайтесь к консультантам компании Конфиденс Групп.
Тексты рассылки являются объектом интеллектуальной собственности компании Конфиденс Групп и охраняются частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.07.2013). Полное или частичное копирование, воспроизведение, тиражирование, каким-либо способом, в том числе и в электронном виде, допускается при указании источника - ссылки на сайт www.confidencegroup.ru